Социально-реабилитационное отделение для инвалидов занимается конкретизацией потребности инвалида в различных видах социальной помощи, реализацией рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида путем предоставления различных социальных услуг.

Социально-реабилитационная работа с инвалидами, детьми-инвалидами, находящимися в трудной жизненной ситуации включает в себя:

  • выявление и учет инвалидов, нуждающихся в реабилитации;
  • оказание консультативной помощи инвалидам и семьям с детьми — инвалидами;
  • разработку планов проведения мероприятий по содействию инвалидам в социальной реабилитации;
  • содействие в реализации индивидуальных программ реабилитации;
  • содействие в организации психологической помощи;
  • содействие инвалидам в профессиональной реабилитации;
  • содействие в проведении социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации и социально-бытовой адаптации, социокультурной реабилитации;
  • содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского характера в соответствии с ИПР;
  • взаимодействие с учреждениями, осуществляющими медико-социальную реабилитацию инвалидов

Отделение предоставляет гарантированные государством реабилитационные услуги инвалидам, детям-инвалидам бесплатно

Для постановки на учет ИПР карты необходимо представить следующие документы:

  • Копию паспорта инвалида
  • Копию свидетельства о рождении ребенка-инвалида
  • Копию справки МСЭ
  • Копию ИПР карты

Содействие в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, входящими в региональный перечень технических средств реабилитации, и корригирующими очками

  • Формирование пакета документов на получение инвалидами технических средств реабилитации в соответствии с региональным перечнем, корригирующих очков; 
  • обеспечение инвалидов в соответствии с разнарядкой индивидуальными средствами реабилитации, в том числе корригирующими очками;

Для получения ТСР необходимо представить следующие документы:

  • Копию паспорта инвалида
  • Копию свидетельства о рождении ребенка-инвалида
  • Заключение врачебной комиссии ЛПУ
  • Копию ИПР карты
  • Копию документа, подтверждающая принадлежность гражданина к льготной категории (справка МСЭ)
  • Справка о регистрации по месту жительства или месту пребывания (справка о составе семьи инвалида)

Содействие в предоставлении инвалидам, детям-инвалидам реабилитационных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания Оренбургской области

содействие инвалидам (трудоспособного возраста II и III группы), детям-инвалидам в получении реабилитационных услуг в государственные реабилитационные учреждения для людей с ограниченными возможностями;

Для получения реабилитационных услуг необходимо предоставить пакет документов:

  • Копию паспорта инвалида
  • Копию свидетельства о рождении ребенка-инвалида
  • Копию документа, подтверждающая принадлежность гражданина к льготной категории (справка МСЭ)
  • Копию ИПР карты
  • Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (по форме 0/27) выданная не ранее чем за месяц до подачи заявления
  • Заключение врачебной комиссии ЛПУ

Обучение инвалидов, одного из взрослых членов семьи (опекунов) детей-инвалидов вождению транспортного средства категории «В»

Необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • Копию паспорта инвалида или законного представителя и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя
  • Копию документа, подтверждающая принадлежность гражданина к льготной категории (справка МСЭ)
  • Медицинская справка установленного образца о годности гражданина к управлению транспортным средством категории «В»
  • Две фотографии размером 3,5*4,5 (с уголком с правой стороны)
Для обучения одного из взрослых членов семьи (опекуна ребенка-инвалида):
  • Копию паспорта
  • Копию документа, подтверждающая принадлежность ребенка-инвалида к льготной категории (справка МСЭ)
  • Медицинская справка установленного образца о годности гражданина к управлению транспортным средством категории «В»
  • Две фотографии размером 3,5*4,5 (с уголком с правой стороны)
  • Документы, подтверждающие факт родственных отношений с ребенком-инвалидом (свидетельство о рождении), или решение органов опеки и попечительства о назначении опекуном.

Содействие в получении материальной помощи

  • содействие отдельным категориям граждан в получении материальной помощи в связи с приобретением протезно-ортопедических изделий и оплатой дистанционного обучения;
  • содействие в адаптации жилья инвалидов-колясочников (формирование пакета документов, необходимого для решения вопроса об оказании материальной помощи на реконструкцию жилья);

Необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • Копию паспорта инвалида
  • Копию свидетельства о рождении ребенка-инвалида
  • Копию документа, подтверждающая принадлежность гражданина к льготной категории (справка МСЭ)
  • Справка о регистрации по месту жительства или месту пребывания (справка о составе семьи инвалида)
  • Документы о доходах за последние 3 месяца всех членов семьи
  • Документы о трудовой деятельности, о трудовом стаже
  • Документы расходов предстоящих либо понесенных не ранее чем за 6 месяцев перед обращением
  • Документ, содержащий сведения о лицевом счете открытом кредитном учреждении

Участие в ежегодном областном фестивале художественного творчества для детей с ограниченными возможностями «Я-автор», для инвалидов по зрению «Слепой музыкант»

  • социальное сопровождение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов; предоставлению услуг по персональному сопровождению в целях повышения реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала инвалидов, детей-инвалидов.

Социально-психологическая реабилитация инвалидов, детей-инвалидов

Услуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи для достижения целей социально-психологической реабилитации и восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие), формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.

Инвалидам предоставляют следующие услуги:

  • психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая коррекция;
  • психотерапевтическая помощь;
  • социально-психологический тренинг;
  • психологическая профилактика;
  • социально-психологический патронаж.

Психологическое консультирование представляет собой специально организованное взаимодействие между психологом и инвалидом, нуждающимся в психологической помощи, с целью разрешения проблем в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.

Психологическое консультирование включает в себя:

  • выявление значимых для инвалида проблем социально-психологического содержания — в области межличностных взаимоотношений, общения, поведения в семье, в группе (учебной, трудовой), в обществе, при разрешении различных конфликтных ситуаций, проблем личностного роста, социализации и других;
  • обсуждение с инвалидом выявленных проблем с целью раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов для их последующего решения;
  • оказание первичной психологической помощи в решении выявленных социально-психологических проблем, в восстановлении адекватных социальных отношений и в формировании позитивной установки на социально-психологическую реабилитацию;
  • предварительное определение типа (вида) необходимой в дальнейшем услуги по социально-психологической реабилитации, уточнение ее содержания в каждом конкретном случае.

Психологическая диагностика заключается в выявлении психологических особенностей инвалида, определяющих специфику его поведения и взаимоотношений с окружающими, возможности его социальной адаптации с использованием психодиагностических методов и анализе полученных данных в целях социально-психологической реабилитации. Психологическая диагностика инвалидов включает в себя оценку:

  • состояния высших психических функций и динамики психической деятельности, лежащих в основе формирования социального интеллекта и социально-психологической компетентности инвалида;
  • состояния эмоционально-волевой сферы (неустойчивость, ригидность, пластичность, возбудимость, уровень тревожности), отражающего субъективную реакцию инвалида на воздействия социального окружения в виде описания выявленных нарушений и степени их выраженности;
  • особенностей личностных качеств инвалида (включая ценностные ориентации, мотивационную сферу, самооценку, уровень притязаний), отражающих совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, и определяющих способ взаимодействия инвалида с социумом;
  • психологического компонента реабилитационного потенциала, реабилитационных возможностей инвалида в области социальной реабилитации;
  • социально-психологического аспекта реабилитационного прогноза.

Психологическая диагностика включает в себя следующие этапы:

  • анализ исходной документации на обследуемого (медицинской и социальной);
  • конкретизацию целей и задач психодиагностики и планирование ее программы;
  • собеседование;
  • проведение психологической реабилитационно-экспертной диагностики;
  • обработку и анализ психодиагностических данных;
  • подготовку заключения по результатам психодиагностики;
  • разработку психологической составляющей индивидуальной программы реабилитации инвалида с конкретизацией содержания и направленности услуг по социально-психологической реабилитации.

Психологическая коррекция заключается в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении инвалида с целью:

  • восстановления оптимального функционирования психологических механизмов, обеспечивающих полноценное включение инвалида в разнообразные сферы социальных отношений и жизнедеятельности, формирование социально-психологической компетентности в соответствии с возрастной нормой и требованиями социальной среды;
  • профилактики нежелательных негативных тенденций в личностном развитии инвалида, социализации на всех уровнях социума.

Психологическая коррекция преимущественно ориентирована на сохраненные, но недостаточные для успешной социальной жизнедеятельности психические функции.

Психологическая коррекция реализуется в виде циклов занятий, обеспечивающих создание необходимых условий для исправления и развития психических функций и качеств, связанных с социальной адаптацией инвалида. Форма проведения — различные по тематике и сложности сюжета ролевые игры, учебные занятия, выполнение тестовых заданий с обратной связью и другие.

Психотерапевтическая помощь представляет собой систему психологических воздействий, направленных на перестройку системы отношений личности инвалида, деформированной болезнью, ранением или травмой и решающих задачи по изменению отношений как к социальному окружению, так и к своей собственной личности, а также на формирование позитивного психологического микроклимата в семье.

Психотерапевтические сеансы (сессии) проводят в групповой или индивидуальной форме.

Психологическая профилактика заключается в содействии:

  • в приобретении психологических знаний, повышении социально-психологической компетентности;
  • формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, над своими проблемами социально-психологического содержания;
  • создании условий для полноценного психического функционирования личности инвалида, для своевременного предупреждения возможных психических нарушений, обусловленных, в первую очередь, социальными отношениями.

Социально-психологический тренинг заключается в активном психологическом воздействии, направленном на снятие у инвалида последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на развитие и тренинг отдельных психических функций и качеств личности, ослабленных в силу заболевания, ранения, травмы или условий социальной среды. Психологический тренинг проводят в виде системы упражнений, групповой дискуссии, ролевой и деловой игры, психогимнастических и релаксационных упражнений, которые моделируют специальные условия деятельности для тренинга определенных психических функций и качеств, ответственных за социальную адаптацию инвалида.

Социально-психологический патронаж заключается в систематическом наблюдении за инвалидами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, на производстве, в социуме в целом, и оказания, при необходимости, психологической помощи:

  • по коррекции и стабилизации внутрисемейных отношений (психологического климата в семье);
  • коррекции межличностных отношений в рабочей группе, трудовом коллективе, коррекции отношений субординации;
  • организации обучения членов семьи методам психологического взаимодействия с инвалидом;
  • оказанию психологической помощи семье в целом как ближайшему социальному окружению инвалида.

Социально-психологический патронаж направлен, прежде всего, на формирование у инвалида адекватных моделей социального поведения.

Потребители государственной услуги

Граждане Российской Федерации инвалиды, лица с ограниченными возможностями, лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, проживающие на территории Оренбургской области и нуждающиеся в реабилитации.

Граждане Российской Федерации инвалиды и участники Великой Отечественной войны, дети-инвалиды, инвалиды, проживающие в семьях, имеющих в своем составе двух и более инвалидов, малообеспеченные инвалиды, проживающие на территории Оренбургской области и нуждающиеся в технических средствах реабилитации и корригирующих очках.

Социально-реабилитационное отделение для инвалидов находится по адресу: г. Соль-Илецк ул. Сорокинская, 134. Телефон: 8 (353 36) 2–83–19, факс: 8 (353 36) 2–48–16

Прием ведут: 

  • заведующая отделением: Скрипникова Ольга Ивановна;
  • специалисты по социальной работе: Аппельганц Валентина Сергеевна, Карачкова Инна Сергеевна;
  • психолог: Ильина Юлия Сергеевна.

Версия для печати

Поделиться новостью: