Положение об отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

Общие положения

1. Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (в дальнейшем — Отделение) является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в Соль-Илецком районе.

2. Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в своей работе руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами РФ, приказами и инструкциями Министерства социального развития Оренбургской области, постановлениями Правительства Оренбургской области министерства труда, Национальными стандартами РФ, Оренбургской области, приказами и распоряжениями директора ГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения», Уставом учреждения и настоящим положением.

3. Директор, заместитель директора Центра осуществляют контроль за деятельностью отделения, координацию его деятельности, оказывают сотрудникам организационно-методическую и практическую помощь.

4. Отделение взаимодействует с органами здравоохранения, образования, правоохранительными органами, общественными организациями, другими объединениями и организациями, частными лицами по вопросам оказания помощи и социальной адаптации обслуживаемым клиентам, нуждающимся в поддержке.

5 Заведующая и социальные работники отделения несут ответственность за разглашение сведений о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни клиентов, работников центра, позволяющие идентифицировать их личность (персональные данные), небрежное и халатное отношение к клиентам, нечеткое и несвоевременное выполнение должностных обязанностей.

6. Помещение отделения должно быть обеспеченно всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащено телефонной связью и соответствовать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда.

7. Режим работы отделения осуществляется в соответствии с коллективным договором и Правилами внутреннего распорядка.

8. Деятельность отделения организуется в соответствии с месячным, квартальным, годовым планами работы.

9. Контроль за выполнением предусмотренных планами работы мероприятий осуществляется заведующим отделением.

Функции отделения:

  • оказание гарантированных государством и дополнительных социальных услуг, гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней помощи в надомных условиях на временной или постоянной основе; 
  • организация клиентам квалифицированного общего ухода в зависимости от степени и характера нуждаемости; 
  • оказание морально-психологической поддержки клиентам и членам их семей, обучение родственников практическим навыкам общего ухода за больными.

Основные задачи деятельности отделения

1. Деятельность отделения направлена на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального, психологического и физического статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

2. Основными задачами отделения социального обслуживания на дому являются:

  • выявление совместно с государственными, муниципальными и общественными организациями граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в различных видах помощи, в том числе и в социальном обслуживании; 
  • оказание социальной, медицинской, психологической, консультативной, посреднической и иной помощи клиентам; 
  • предоставление обслуживаемым на дому клиентам гарантированных государством социально-бытовых, социально-медицинских услуг, а также оказание, по личному желанию, дополнительных услуг; 
  • содействие в предоставлении обслуживаемым клиентам льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством; 
  • привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам; 
  • проведение санитарно-просветительной работы с целью решения вопросов возрастной адаптации; 
  • осуществление мероприятий по повышению качества обслуживания граждан и профессионального уровня работников отделения.

Порядок и условия предоставления социального обслуживания на дому

1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг на временной (до 6 месяцев) и постоянной основе клиентам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью и нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, и направлено на максимально возможное продление их пребывания в привычной социальной среде, а также защиту их прав и законных интересов.

Работа отделения строится на следующих принципах:

  • гуманности;
  • конфиденциальности;
  • добровольности;
  • соблюдение профессиональной позиции;
  • принцип принятия;
  • принцип открытости

2. Прием клиентов на социальное обслуживание на дому осуществляется на основании:

  • документов личного характера (представляемых заявителем в форме документа, на бумажном носителе, в форме электронного документа или через многофункциональный центр):
  • заявления;
  • документов, удостоверяющих личность (паспорт или иной другой документ, удостоверяющий личность, выданный в установленном порядке);
  • справки, свидетельства, удостоверения или иного документа установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством;
  • документов, удостоверяющих личность законного представителя гражданина, подавшего заявление;
  • документов, удостоверяющих полномочия законного представителя;
  • медицинского заключения из лечебно-профилактического учреждения здравоохранения о наличии показаний и отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к приему на социальное обслуживание;
  • документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (для приема на социальное, социально-медицинское обслуживание на дому);
  • письменного согласия на обработку персональных данных;
  • документов, полученных через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (без участия заявителя), — сведений, подтверждающих информацию о размере пенсии (справки о размере пенсии за месяц, предшествующий обращению).

3. При оказании социальных услуг Учреждение в лице его директора обязано заключать с клиентами или с их законными представителями договоры о социальном обслуживании, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть оказаны, условия предоставления, порядок и размер их оплаты, а также ответственность сторон.

Форма договора о социальном обслуживании утверждается Учредителем.

Заключение, изменение и расторжение договора осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

4. Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) и размер взимаемой с клиентов платы пересматриваются Учреждением при изменении размеров пенсий клиентов, среднедушевого дохода семей, в которых они проживают или проживали, прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области для пенсионеров, а также других обстоятельств, влияющих на условия предоставления социальных услуг.

Перерасчет условий оплаты социальных услуг производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлиявшие на условия оплаты.

5. Обслуживание на дому клиентов осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Учреждения, на основании оценки их индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании на дому в соответствии с Перечнем гарантированных государством социальных и дополнительных социальных услуг по тарифам, утвержденным на территории Оренбургской области.

6 Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов создается для обслуживания не менее 150 клиентов.
Численность обслуживаемых и нагрузка на социальных работников отделений социального обслуживания на дому утверждаются директором Учреждения с учетом территории обслуживания, частоты посещения (не менее двух раз в неделю), характера и количества оказываемых социальных услуг, степени развития на территории обслуживания сети предприятий торговли, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, транспортных связей в пределах рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и трудовым договором.

7. Состав, объемы и формы социальных услуг, предоставляемых клиентам на дому согласно ГОСТ Р 53058–2008:

Социально-бытовые услуги:

  • покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;
  • помощь в приготовлении пищи;
  • доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом — для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и водоснабжения;
  • покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
  • сдача вещей в стирку, химическую чистку, ремонт и обратная их доставка;
  • содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
  • содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
  • содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
  • помощь в написании писем и другой корреспонденции;
  • содействие в обеспечении книгами, газетами, журналами;
  • содействие в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания при наличии соответствующих показаний;
  • сопровождение в медицинские учреждения;
  • содействие в организации ритуальных услуг.

Социально-медицинские услуги:

  • содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями;
  • содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
  • содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера;
  • содействие в обеспечении по рецептам врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
  • содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
  • содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
  • содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение.

Социально-психологические услуги:

  • психологическое консультирование (получение от клиента информации о его проблемах, обсуждение с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов и последующего решения его социально-психологических проблем);
  • оказание психологической помощи, в том числе путем выслушивания, бесед, подбадривания, психологическая поддержка жизненного тонуса;
  • социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, психологической помощи и поддержки).

Социально-педагогические услуги:

  • содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.

Социально-экономические услуги:

  • содействие в трудоустройстве, в том числе на временную работу, работу на дому;
  • содействие в оказании материальной помощи;
  • консультирование по вопросам самообеспечения.

Социально-правовые услуги:

  • оказание помощи в оформлении документов;
  • содействие в осуществлении по отношению к гражданам пожилого возраста и инвалидов мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации;
  • оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат;
  • содействие в получении правовой помощи, консультаций по социально-правовым вопросам и иных правовых услуг.

8. Противопоказаниями для зачисления на социальное обслуживание на дому являются наличие у этих граждан и лиц, проживающих совместно с ними, бактерио-и вирусоносительства, хронического алкоголизма или наркологической зависимости, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. 

9. В недельный срок с момента получения заявления директор Центра, в случае необходимости, организует обследование условий проживания заявителя, по результатам которого составляется акт материально-бытового обследования с заключением о нуждаемости в представлении социального обслуживания на дому. 

На основании документов, указанных в п. 3.5., и с учетом состояния здоровья, степени утраты самообслуживания, материального и семейного положения, дополнительных прав и льгот на получение социальных услуг, директор Центра в недельный срок принимает решение о зачислении заявителя на временное или постоянное социальное обслуживание на дому, видах и периодичности предоставляемых ему услуг, порядке оплаты за них, либо вносит мотивированное решение об отказе в социальном обслуживании на дому, о чем письменно сообщает заявителю.

10. Правом внеочередного принятия на обслуживание Центром пользуются участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица.

11. Граждане пожилого возраста и инвалиды, принимаемые на социальное обслуживание на дому, должны быть ознакомлены с перечнем гарантированных государством социальных услуг и перечнем дополнительных услуг, оказываемых Центром, а также с правилами поведения граждан пожилого возраста и инвалидов при социальном обслуживании на дому.

12. При оказании социальных услуг на условиях полной или частичной оплаты, а также бесплатно директор Центра заключает с гражданином пожилого возраста и инвалидом или их законными представителями договор, определяющий виды, объем и периодичность оказываемых гражданину услуг, порядок и размер оплаты, а также права и ответственность сторон.

13. Решение об оказании социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) и размере взимаемой с граждан пожилого возраста и инвалидов платы за социальные услуги устанавливается путем расчета исходя из размера установленных пенсий граждан пожилого возраста и инвалидов, дохода семей, в которых они проживают, прожиточного минимума в Оренбургской области, а также других обстоятельств, влияющих на условия предоставления социальных услуг.

Социальные услуги входящие в перечень услуг, предоставляются учреждениями социального обслуживания на условиях полной оплаты:

  • одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) инвалидам, размер пенсии этих граждан составляет более 100% прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области для пенсионеров; 
  • гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им уход, если размер пенсии этих граждан составляет более 250% прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области для пенсионеров; 
  • гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, если размер пенсии этих граждан составляет более 250 %прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области на душу населения;

14. Стоимость социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам ГБУСО «КЦСОН», определяется исходя из тарифов на социальные услуги, устанавливаемых Правительством Оренбургской области.

15. Социальные услуги, входящие в перечень услуг, предоставляются учреждениями социального обслуживания на условиях частичной оплаты:

  • одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, если размер пенсии этих граждан составляет от 100 до 250 процентов величины прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области для пенсионеров; 
  • гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, если размер пенсии составляет от 100 до 250 процентов величины прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области для пенсионеров; 
  • гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, если размер пенсии этих граждан составляет от 100 до 250 процентов величины прожиточного минимума, установленного в Оренбургской области на душу;

16. Ежемесячный размер частичной оплаты за социальные услуги, предоставляемые на дому, не должен превышать 25% от разницы между размером пенсии этих граждан и прожиточным минимумом, установленным в Оренбургской области для пенсионеров или на душу населения, для граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в семьях.

Изменение размера частичной оплаты в сторону уменьшения рассматривается на комиссии Центра, исходя из материально-бытового, семейного положения обслуживаемого, а также других обстоятельств.

17. Дополнительные услуги, не входящие в перечень гарантированных услуг, представляются Центром гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях полной оплаты в соответствии с тарифами на социальные услуги, устанавливаемыми органами в компетенцию которого входит организация социального обслуживания населения на территории Оренбургской области, постановлениями Правительства Оренбургской области и приказами Министерства социального развития Оренбургской области.

18. Территории, обслуживаемые социальными работниками и график работы этих работников утверждается заведующим отделением при условии посещения социальными работниками обслуживаемых не реже 2–3 раз в неделю с учетом степени и характера нуждаемости граждан в помощи, компактности проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также учреждений органов здравоохранения.

Социальный работник приобретает продукты питания и предметы первой необходимости, на денежные средства, предоставленные клиентом, в ближайшей от места жительства клиента торговой точке. 

19. Результат посещения и факт оказания социальной услуги фиксируется социальным работником в журнале учета оказанных социальных услуг и в тетради посещений с указанием наименования услуги, даты ее оказания и заверяется подписью клиента и социального работника. Журнал учета оказанных социальных услуг должен храниться у социального работника, тетрадь посещений должна храниться у клиента. Работники социальных служб, оказывающие социальные услуги, должны иметь служебные удостоверения.

20. Заведующий отделением вправе производить, в случае необходимости замену социального работника, оказывающего гражданину социальные услуги.

21. Клиенты отделения социального обслуживания на дому информируются исполнителем обо всех социальных услугах, на получение которых они имеют право, а также контактных телефонах и реквизитов учреждения, по которым они могут подать жалобу на работу исполнителя.

22. Снятие граждан с социального обслуживания на дому производиться приказом директора Центра на основании:

  • личного заявления гражданина или его законного представителя; 
  • истечения срока обслуживания; 
  • выявление медицинских противопоказаний к предоставлению социальных услуг на дому; 
  • наступления условий, предоставляющих угрозу здоровью и (или) жизни работника социальной службы; 
  • нарушения условий оплаты за социальное обслуживание на дому, предусмотренных договором; 
  • нарушение правил поведения граждан пожилого возраста и инвалидов при социальном обслуживании на дому при предоставлении им социальных услуг; 
  • копии свидетельства о смерти гражданина. 

23. Снятие граждан с обслуживания по причине нарушения условий оплаты за социальное обслуживание на дому в соответствии с договором, а также правил поведения граждан пожилого возраста и инвалидов при социальном обслуживании на дому, наступления условий, предоставляющих угрозу здоровью и (или) жизни работника социальной службы производится по согласованию с созданным из представителей попечительского совета Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения», ветеранских благотворительных, религиозных или иных общественных организаций и объединений, и действующим в соответствии с положением о нем.

24. Нарушение клиентами отделения условий договора, фиксируются заведующей отделением составлением акта. В случае неоднократного (2 или более раз) нарушения клиентами отделения социального обслуживания на дому условий исполнитель может отказаться от обслуживания клиента.

25. Решение об отказе в социальном обслуживании на дому или досрочном снятии с обслуживания может быть обжаловано заявителем в порядке, установленном законодательством РФ.

36. Если отказ граждан от социального обслуживания может повлечь ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, гражданам должны быть разъяснены последствия принятого ими решения и получено письменное подтверждение получения ими информации о последствиях отказа.

27. Повторное восстановление в социальном обслуживании на дому, при нарушении правил поведения граждан пожилого возраста и инвалидов при предоставлении им социальных услуг, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Управление работой отделения

Отделение возглавляет заведующий, назначенный директором Центра. 

Численность работников отделения устанавливается администрацией Центра согласно штатному расписанию, утвержденному директором и Министерством социального развития Оренбургской области, в соответствии с целями, задачами и объемом деятельности подразделения на основе типовых штатов. 

На работу в отделение принимаются лица на основе законодательства и имеющие соответствующее образование.

Социальные работники проходят перед зачислением на работу предварительный инструктаж и медицинский осмотр (флюорографическое обследование, дерматолога и терапевта) с оформлением допуска к работе. Порядок дальнейшего освидетельствования и периодичность медицинских осмотров, устанавливается территориальными органами здравоохранения и Госкомсанэпиднадзора с учетом конкретной эпидемиологической обстановки.

Социальные работники обеспечиваются специальной одеждой, обувью, инвентарем.

Деятельность отделения социального обслуживания на дому строится на сотрудничестве со структурными подразделениями Центра, управлением труда и социальной защиты населения, управлением здравоохранения и др.

Ответственность

Всю полноту ответственности за организацию работы отделения и выполнения возложенных настоящим положением целей, задач, функций несет заведующий отделением.

Степень ответственности работников отделения определяется их должностными инструкциями.

Организация работы и оценка деятельности ОСО на дому

Организация работы в отделении осуществляется согласно настоящего Положения и должностными инструкциями работников.

Оценка деятельности отделения осуществляется в соответствии с государственными национальными стандартами ГОСТ Р 52142–2003 «Качество социальных услуг», ГОСТ Р 52496–2005 «Контроль качества социальных услуг. Основные положения», ГОСТ Р 52883–2007 «Требования к персоналу учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 52884–2007 «Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам», ГОСТ Р 53058–2008 «Социальные услуги гражданам пожилого возраста», ГОСТ Р 53059–2008 «Социальные услуги инвалидам».

Версия для печати

Поделиться новостью: